Сложно найти человека, который не знал бы, что рост объема отходов, сжигание топлива и избыточное потребление вредят экологии. Каждый хоть раз слышал о глобальном потеплении. Казалось бы, что может сделать один человек против многомиллиардных отраслей. На самом деле людей, которым не безразлична судьба планеты, все больше. Приверженцы осознанного потребления уверены, что у человечества есть шанс помочь природе, и при этом вовсе не нужно полностью отказываться от благ технологического прогресса. Выясним, что подразумевает под собой осознанное потребление. 

Определение и смысл

Осознанное потребление — это концепция рационального подхода к приобретению и использованию ресурсов. Глобальная цель движения заключается в снижении негативного влияния на окружающую среду путем сокращения объема использования вредных материалов. Концепция не подразумевает полный отказ от высокотехнологичных благ цивилизации. Речь идет о поиске комфортного баланса между экологичностью и личными потребностями человека. 

Осознанное потребление иначе называют ответственным, разумным и рациональным. Смысл социокультурного движения часто описывают как сочетание четырех R, а именно: refuse (отказ), reduce (снижение потребления), reuse (повторное использование) и recycle (переработка).

Осознанное потребление вещей 

Люди покупают огромное количество товаров. Ежегодно шопинг становится все доступнее благодаря развитию электронной коммерции. По данным Тинькофф, в течение 2022 года граждане РФ потратили на покупки в сети около 2,25 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает показатели 2021 года. 

Одной из самых востребованных категорий товаров считается одежда и обувь. Как правило, люди покупают больше предметов гардероба, чем им действительно необходимо. При этом, по данным Greenpeace, в процессе производства всего одной футболки затрачивается 2 700 литров воды, а также растворители, тяжелые металлы и прочие вредные вещества. Стоит отметить, что только в Гонконге ежеминутно выбрасывается около 1 500 футболок. 

Ежегодный объем мирового производства ткани превышает 400 млрд кв.м, из которых в силу невостребованности утилизируется более 17%. Известно, что только 25% текстильных отходов ликвидируется экологичным путем, проще говоря, перерабатывается. 

Чтобы сделать шопинг экологичным, рекомендуется:

  • Минимизировать гардероб. Полезнее приобрести несколько качественных и долговечных вещей и комбинировать их, создавая новые индивидуальные образы, чем слепо следовать за модой и скупать масс-маркет, который уже через полгода будет неактуален. 
  • Избегать импульсивных покупок. Перед приобретением вещей стоит ознакомиться с историей, ассортиментом и принципами бренда, чтобы сделать осознанный выбор. Принимать решение о покупке желательно в спокойном состоянии, чтобы иметь возможность объективно оценить ее необходимость. Старайтесь не совершать покупки, как только появились свободные деньги, например, в день зарплаты — взвешивайте необходимость каждого приобретения. 
  • Не выбрасывать надоевшие вещи. Куда экологичнее отдать их на благотворительность или в комиссионный магазин. Многие приверженцы осознанного потребления предпочитают приобретать вещи в секонд-хендах.

Сокращение отходов 

По данным аналитиков Тинькофф, в 2021 году объем отходов в России составил 8,5 млрд тонн. Суммарная территория свалок достигла 4 млн га. Больше половины отходов — различные изделия из пластика, которые человек приобретает в основном как тару. 

Экологи давно рекомендуют сократить использование пластика, который разлагается более 500 лет и требует большого количества энергии для переработки. Разумеется, полностью отказаться от подобной упаковки и неперерабатываемой бумаги в современном обществе довольно сложно. Но, как говорили выше, осознанное потребление — это не про категоричность и аскетизм, а про баланс между заботой о природе и комфортом. Поэтому будет достаточно уменьшить потребление пластика, что вполне реально. Стоит учитывать, что стекло также разлагается столетиями, поэтому важно корректно утилизировать его, отправляя на переработку.

Концепция осознанного потребления продуктов 

Большинство продуктов, представленных в супермаркетах, просто пропадают — либо еще до встречи с покупателем, либо в холодильниках владельцев. По данным аграрного департамента ООН, в США на мусорку отправляется около 40% продуктов. Мировой объем испорченной еды составляет 30% — примерно 1,3 млрд тонн ежегодно. По информации Росстата, в России портится 20% продаваемого картофеля и 25% фруктов. 

Для снижения объема отходов не нужно отказывать себе в пище — достаточно просто не покупать лишнее. Плюс ко всему перепроизводство влечет за собой избыточный расход энергетических, водных, рабочих и территориальных ресурсов, которые могли бы использоваться рационально. 

В вопросе экологичности приобретения продуктов питания основным принципом является умеренность. Составьте меню, а после приобретайте и готовьте столько, сколько сможете потребить. Перерабатывайте продукты в случаях, когда это возможно — допустим, из молока получается отменный творог. Не обязательно приобретать еду в супермаркетах — воспользуйтесь интернет-ресурсами, где люди обмениваются продуктами или продают их по доступным ценам. 

В крупных магазинах при покупке овощей и фруктов, не ставьте в приоритет внешнюю привлекательность продукта, в частности, упаковку. Выбирайте спелые продукты — их не раскупят до конца и выбросят в первую очередь, что не экологично. Многие магазины запускают специальные акции с целью сокращения расходов и популяризации осознанного потребления. Одна из самых известных кампаний — «спаси банан от одиночества». Маркетологи выяснили, что в глазах покупателей связка бананов привлекательнее, чем несколько уже оторванных фруктов, хотя по уровню качества они ничем не отличаются.

Осознанное потребление воды, топлива и электричества 

Использование газа, нефти и угля не только истощает природные ресурсы, но и усиливает выбросы углекислого газа, в результате чего растут темпы глобального потепления. Представители провинции Хэбэй в Китае сообщили, что причиной 35% преждевременных смертей в регионе является деятельность местной станции сжигания угля. 

Загрязнение и заражение воды — одна из ключевых причин роста детской смертности. Каждый год в бедных странах от инфекций погибает примерно 1,5 млн детей младше 5 лет.  

Аналогичная ситуация с электричеством — отказаться от него невозможно, но выключить технику на ночь или отключить от питания устройства, которыми не пользуетесь постоянно, вполне реально. 

Критики концепции осознанного потребления часто говорят, что один человек ничего не изменит — станции продолжат жечь уголь, одноразовая пластиковая посуда не исчезнет, да и модные бренды продолжат штамповать футболки. Здесь важно понимать, что именно спрос рождает предложение. 

Производителям невыгодна напрасная переработка, поэтому им придется учитывать настроения аудитории. Уже сейчас все больше брендов указывают экологичность в списке своих приоритетов. По мнению маркетологов, внимание к природе повышает узнаваемость компаний среди молодежи. 

Тема осознанного потребления актуальна, так как позволяет улучшить не только состояние планеты, но и собственное финансовое благополучие. Отказ от лишних трат сэкономит немало средств и времени. Также разумное отношение дисциплинирует и дарит еще один повод для гордости за себя и единомышленников. 

Заключение

Осознанное потребление — это лишь часть глобальной концепции осознанного отношения к себе, своим отношениям, профессиональной и социальной деятельности. Это разумное, вдумчивое отношение к эмоциям, поступкам, принципам и высказываниям. Чтобы войти в состояние осознанности, нужно научиться понимать себя, свои интересы и приоритеты. В первую очередь рекомендуется начать воспринимать свои чувства безоценочно, в чем поможет медитация. Существует множество простых практик осознанности, с которыми можете ознакомиться в приложении Prosto

В библиотеке сервиса представлено большое количество обучающих и информационных материалов, в том числе и про осознанное потребление, свыше 200 программ для медитаций, спортивные упражнения, а также полезные и простые рекомендации, касающиеся нормализации сна и сбалансированного питания. С Prosto, аудитория которого превысила 2 млн пользователей, заботиться о своем физическом и психологическом комфорте намного легче.