Технология чтения людей окружена множеством суеверий. Одним кажется, что можно как главные герои из сериалов «Менталист» или «Обмани меня», раскрывать ложь по сужению глаз и невербальным сигналам. Другие считают, что смогут прочитать мысли людей и понять их скрытые мотивы. И те и другие правы лишь отчасти, а в жизни все не так просто, как в кино. Рассмотрим более детально, что значит «читать людей» и как это делать правильно.

Зачем читать людей

Для начала определимся с терминологией. Читать человека — это значит замечать особенности его поведения, оценивать невербальные сигналы и строить прогнозы о том, как он себя поведет.

Примеры из жизни

Представьте ситуацию: вы встретили на вечеринке друга, которого давно не видели. Он рассказывает вам, как у него все хорошо и как он рад вас видеть. Вы смотрите внимательно и замечаете, что выглядит приятель беспокойным, напряженным и, как будто, все время пытается уйти.

Причин такому поведению может быть множество: от обычного физического дискомфорта, который никак не связан с вами, до личной неприязни. Играть в угадайку в таком случае бесполезно, а вот методы «чтения» могут помочь пролить свет на ситуацию. Правда, если речь идет о близком человеке, иногда проще сразу спросить, что не так. Однако прямота не всегда уместна с малознакомыми людьми.

Другой пример из деловой сферы. На очередной встрече с клиентом его поведение изменилось: вместо обычного позитивного настроя он отстранен и как будто не заинтересован в вашем предложении. Для переговорщика это сигнал о том, что необходимо быть внимательнее. Возможно стоит задать наводящие вопросы и выяснить, связана ли такая перемена в отношении с вашей компанией или на настроение клиента повлияло случайное стечение обстоятельств.

Скорее всего, вы сами вспомните с ходу несколько случаев, когда за словами или молчанием человека скрывались не те мысли и эмоции, которые он показывал окружающим.

Чем полезен навык «чтения»

Большинство людей автоматически подмечают невербальные сигналы и бессознательно делают выводы о тех или иных мотивах человека. Однако, если наблюдать осознанно, то можно более точно интерпретировать поступающую информацию и совершать меньше ошибок в общении.

Прежде чем вступить в диалог с кем-либо, люди чаще всего прокручивают в голове несколько вариантов развития событий. Чем лучше человек понимает собеседника, тем точнее будут ожидания и эффективнее взаимодействие. Если научиться читать людей, станет легче выбирать стратегии общения и вступать в диалог.

В современном менеджменте есть термин soft skills — «мягкие навыки». Один из них — это умение наладить эффективное и комфортное взаимодействие с коллегами, партнерами и клиентами. Если вы знакомы с техниками чтения людей, вам будет проще создавать и поддерживать необходимые контакты в деловой сфере.

Современные методы и техники чтения людей

Профайлинг

Это совокупность способов и методов составления психологического портрета и прогнозирования поведения человека. Профайлинг происходит от английского слова Profile — профиль.

Профайлинг как направление исследований зародился в США в 70-х годах прошлого века. Тогда полиция впервые использовала составленный психиатром психологический профиль для поимки преступника. Основой для выводов послужили характерные особенности и следы, оставленные на месте преступления. По психологическим профилям полиции в те годы удалось найти ряд опасных серийных убийц. После этого профайлинг стал постоянно применяться в криминалистике.

Современный профайлинг — это более широкое понятие. Специалистов в данной области привлекают, чтобы оценить кандидатов на ответственную работу, выявить шпионов или уязвимости внутри организации, обнаружить растратчиков или исследовать целевую аудиторию. Для всех этих задач нужны навыки считывания людей, составления психологических портретов человека или коллектива и прогнозирование будущего поведения.

Методы, которые используют профайлеры:

  • типология личности по разным признакам (телосложению, темпераменту, психотипу, способу восприятия информации);
  • анализ внешности;
  • социальная инженерия — анализ соцсетей и доступной в сети информации;
  • расшифровка эмоций и жестов;
  • изучение почерка;
  • анализ речи, ее структуры и особенностей;
  • изучение базовой линии поведения и отклонений от нее.

Достигнуть нужного результата помогают такие техники, как:

  • телесная и вербальная сонастройка с собеседником, создание для него ощущения безопасности для выявления базовой линии поведения;
  • агрессивные переговоры, намеренная провокация — их используют, чтобы получить дополнительную информацию об эмоциональных реакциях человека;
  • оценка комбинаций жестов, мимики, интонаций, которые указывают на одно и то же, например, волнение или стыд;
  • сохранение инициативы в беседе, отсечение манипуляций;
  • анализ ключевых слов, в особенности глаголов.

Кинетика тела и невербалика

Специалисты по кинетике и невербальным сигналам изучают движения тела. Кинетики также уделяют внимание способам взаимодействия человека с окружающими предметами. Они акцентируются на поведении в те моменты, когда собеседник не участвует в активном общении и не пытается производить впечатление. Одна из сфер применения кинетики тела — это создание нужного имиджа путем контроля за своими жестами, позами, мимикой, взглядом, интонациями и тембром голоса. 

Специалисты по невербалике сосредоточены на жестах, мимике, позах, которые используются наравне с речью для того, чтобы донести или скрыть свои мысли от собеседника.

Особенности движения и перемещения в пространстве автоматически считываются другими людьми, как признаки статуса, возраста, социальной успешности. Они могут идти на пользу общему впечатлению или во вред.

Изучение языка тела — это один из способов, как читать других людей, но он не действует сам по себе. Важно учитывать контекст ситуации. Кроме того, стоит обращать внимание на совокупность признаков, прежде, чем выносить суждения и делать выводы.

Как быстро научиться читать людей

Для того чтобы на обычном уровне начать понимать собеседника и его мотивы, не нужно иметь специального образования. Если у вас не стоит задачи выявить засланца в коллективе компании или давать платные консультации по вопросам безопасности, то будет достаточно обучения основным навыкам.

  1. Наблюдайте. Запоминайте, как ведут себя люди в спокойной обстановке: то, как они разговаривают, двигаются, какие проявляют эмоции. Так вы составите в голове базовую линию поведения человека. Со временем это войдет у вас в привычку. Если вы имеете представление о базовом поведении собеседника, то сразу заметите моменты, когда что-то меняется. Так матери бывает достаточно взглянуть на ребенка, чтобы понять, что с ним что-то произошло. Это происходит не только потому, что дети слабее контролируют свои эмоции. Мамы досконально знают, как их ребенок ведет себя в обычной жизни и интуитивно замечают изменения. Если времени на изучение очень мало, специалисты рекомендуют сначала расположить собеседника к себе. Необходимо создать ему комфортные условия и только затем задавать вопросы. В ходе общения нужно подмечать, как меняются эмоции, применяемые словесные конструкции и позы собеседника.
  2. Обращайте внимание на группы признаков. Идентифицировать ложь по отведению глаз или почесыванию носа невозможно. Например есть распространенное мнение, что тот, кто хочет соврать, посмотрит вправо. Однако люди с отличающимися типами восприятия (например, визуалы или аудиалы) по разному двигают зрачками, чтобы вспоминать информацию или фантазировать о том, чего не было. Поэтому используйте свой опыт и запоминайте совокупные признаки лжи, которые вы увидели.
  3. Тренируйтесь. Используйте тесты на распознавание микровыражений. Это поможет разнообразить вашу картотеку эмоций. В нужный момент вам будет легче идентифицировать мимолетные изменения в мимике человека. Изучайте незнакомцев и делайте прогнозы. Пока вы стоите в очереди в магазине или едете на общественном транспорте, рассматривайте людей вокруг. Обращайте внимание на их одежду, позу, то, как они разговаривают, и старайтесь составить психологический портрет. Подумайте, какого возраста человек, по каким признакам вы будете об этом судить; какова его профессия или род занятий. Угадаете вы или нет — в этом случае неважно. Главное, что вы будете тренировать фокусировку на деталях.
  4. Учитесь активно слушать. В большинстве случаев люди сами готовы рассказать о себе все необходимое. Нужно только предоставить им эту возможность. Однако это получается далеко не у всех. Часто во время беседы люди отвлекаются и улетают в своих мыслях куда-то очень далеко. Чтобы читать их, необходимо развивать навык внимательного слушания. Обращайте внимание на глаголы и типичные речевые конструкции, которые применяет человек. Например, если он излишне обобщает, когда речь идет о чем-то социально неприемлемом — «Все делают это…», или использует увертки вместо прямого ответа на вопрос — «Что-то я такого не припомню». Важно не только то, что сказал собеседник, но и то, как он это говорит. Интонации, тембр голоса, скорость речи являются отражением внутренних мыслей и ощущений человека.
  5. Ставьте себя на место других людей. В психологии такой аспект общения называется идентификацией. Она позволяет прочувствовать ситуацию, в которой находится визави, и сделать прогнозы, как бы вы поступили, находясь на его месте. Идентификация предшествует появлению эмпатии — сострадательного переживания одним человеком чувств и эмоций другого.

Заключение

Чтение людей может быть полезным навыком в работе, отношениях и для обеспечения собственной безопасности. Чтобы совершенствовать свои умения, больше тренируйтесь.

Важно помнить: когда вы находитесь в спокойном состоянии, то оппоненту вас сложнее прочитать. В то же время эмоции других людей проще воспринимать из положения душевного равновесия. Чтобы уметь быстро успокаиваться, стоит иметь под рукой несколько способов экстренной помощи своей психике. Дыхательные упражнения, небольшая медитация или короткая физическая нагрузка помогут телу и сознанию прийти в себя во время стресса.

Чтобы освоить техники медитации, можно воспользоваться приложением или веб-платформой Prosto. Здесь вы найдете свыше 200 программ и медитативных практик. Есть очень короткие пятиминутные аудиозаписи, если надо быстро успокоиться или взбодриться. Попробуйте первые 7 дней без оплаты и вы заметите, как станете более уравновешенными и внимательными к себе и другим людям.