Долгое время считалось, что умственный интеллект (IQ, способность бесстрастно усваивать и анализировать информацию) — основа осознанного поведения человека в обществе. Он противопоставлялся эмоциям, которые, в отличие от IQ, непредсказуемы и спонтанны. Однако в XX веке ученые обратили внимание на противоречие — почему умные люди, которые много знают и способны решать в уме сложные логические задачи, часто не могут найти общий язык с окружающими и испытывают трудности в построении карьеры? Вывод оказался весьма интересным: интеллект человека не ограничивается умением усваивать и обрабатывать информацию. Его важной составляющей является способность распознавать свои и чужие эмоции, принимать и контролировать их. Сейчас она известна как эмоциональный интеллект (emotional quotient или сокращенно EQ). О его особенностях сегодня и поговорим.

Основные модели и составные элементы

Сам термин «эмоциональный интеллект» ученое сообщество начало использовать еще в 1960-ых годах, однако полноценное представление об этом человеческом качестве сформировалось несколько позже. В 1990 году вышла статья профессоров психологии Джона Майера и Питера Саловея, в которой впервые была приведена подробная модель, наглядно показывающая, из чего именно состоит эмоциональный интеллект. Ученые выделили четыре основных компонента:

  • Восприятие своих и чужих эмоций. От уровня эмоционального интеллекта зависит, сможет ли человек точно сказать, что именно сейчас испытывает (радость, грусть, гнев и т. д.). С развитием эмоционального интеллекта также постепенно приходит понимание, какие эмоции и при каких обстоятельствах свойственны другим людям, как они влияют на взаимодействия в социуме.
  • Использование эмоций при когнитивной деятельности. Благодаря эмоциональному интеллекту человек осознает, что для эффективного выполнения различных дел нужны отличные друг от друга эмоции. Например, радость от познания нового поможет освоить интересное хобби, а страх в небольших дозах необходим, чтобы сохранять бдительность во время пересечения проезжей части.
  • Понимание своих и чужих эмоций. Это способность определять, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом сможет поставить себя на место другого и лучше понять его, не будет резко осуждать и критиковать. При этом он хорошо знает, какие эмоции и при каких обстоятельствах обычно сам испытывает.
  • Умение управлять эмоциями. Сюда относятся все навыки, помогающие контролировать их проявления без жесткого подавления. Эмоциональный интеллект определяет, сможет ли человек в той или иной ситуации направить эмоции в нужное русло и скорректировать свое поведение в соответствии с обстоятельствами.

Концепция Майера и Саловея (ее еще называют «моделью способностей») вызвала большой интерес у общественности — и со временем у этих ученых появились последователи. Так, в 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ», в которой развил идеи Майера и Саловея, дополнив модель способностей. По мнению Гоулмана, эмоциональный интеллект включает пять составляющих:

  • самопознание (понимание собственных эмоций);
  • саморегуляцию (управление эмоциями);
  • социальные навыки (выстраивание отношений с окружающими);
  • эмпатию (умение видеть эмоции других людей и реагировать на них);
  • мотивацию (понимание собственных желаний, а также стремлений окружающих).

Модель Гоулмана часто называют смешанной, так как в нее вошли не только уровни понимания эмоций, но и качества, связанные со взаимодействием в обществе (социальные навыки, мотивация). Научное сообщество подвергло концепцию Гоулмана критике из-за отсутствия доказательной базы, однако, несмотря на это, книга журналиста стала очень популярна, а его модель нередко используется психологами, тренерами и коучами для развития социальных навыков и лидерских качеств пациентов и учеников.

Как мы видим, существующие концепции эмоционального интеллекта могут различаться в деталях, но имеют общую суть — все они включают умение работать с собственными эмоциями, а также способность видеть причины поведения окружающих. Понимание эмоций и навык их распознавания органично дополняют умственный интеллект и помогают людям реализовываться в хобби, социальных коммуникациях, карьере.

Низкий и высокий эмоциональный интеллект: как они проявляются

Если человека с детства учили, как нужно принимать и проявлять собственные эмоции, не подавляя, ему будет легче адаптироваться в социуме, наладить отношения с окружающими и найти работу по душе. Успешные люди, ведущие насыщенную и интересную жизнь, часто обладают высоким эмоциональным интеллектом. К его основным признакам относят:

  • внимание к своим и чужим эмоциям, умение распознавать их;
  • развитый навык эмоциональной регуляции;
  • готовность самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность;
  • отсутствие страха открыто говорить о своих чувствах и эмоциях;
  • четкое понимание собственных желаний и потребностей;
  • уверенность в себе и стремление реализовать свой потенциал;
  • способность трезво мыслить даже в стрессовой ситуации;
  • бережное отношение к окружающим и отсутствие резкой критики в их адрес.

К сожалению, в обществе много людей, чей эмоциональный интеллект находится на низком уровне. И часто это даже не их вина — такими взрослыми могут стать дети, которых заставляли всячески подавлять эмоции и не научили относиться к ним с пониманием и принятием. Люди с низким эмоциональным интеллектом обычно отличаются:

  • невысокой самооценкой;
  • неумением принимать критику;
  • склонностью к резким оценочным высказываниям в адрес окружающих;
  • слабым пониманием своих эмоций;
  • обидчивостью и нежеланием прощать других;
  • отсутствием эмпатии и неумением оказывать моральную поддержку;
  • привычкой часто жаловаться на мир и его несправедливость.

Низкий эмоциональный интеллект может значительно осложнить жизнь человека в обществе. Чтобы понять, каков уровень вашего эмоционального интеллекта и насколько глубокой проработки он требует, пройдите специальное тестирование. Например:

  • Тест Майера — Саловея — Карузо. Разработан при непосредственном участии создателей модели способностей и включает 144 вопроса. Считается достаточно точным, однако для самотестирования обычно не используется, так как интерпретация результатов требует участия специалиста-психолога.
  • Тест эмоционального интеллекта Шутте (SREIT). Также основан на модели Майера и Саловея, однако несколько короче (имеет 33 вопроса). Тест адаптирован для самостоятельного прохождения, не требует специальной интерпретации результатов, но при этом обладает хорошей точностью.
  • Тест «ЭмИн». Разработка отечественных психологов. В него вошли 46 утверждений — после прочтения каждого из них нужно выбрать, насколько вы согласны с представленным высказыванием («полностью согласен», «скорее согласен», «скорее не согласен», «полностью не согласен»).
  • Тест эмоционального интеллекта Кимберли Бачард. Основан на смешанной модели Гоулмана и по своему принципу похож на предыдущий. При прохождении нужно выбирать пункты, отражающие ваше отношение к определенным утверждениям (всего их 68).

Если итоговый результат теста показал, что вы обладаете низким эмоциональным интеллектом, не расстраивайтесь. Далеко не у всех он высок с рождения. Далее мы поговорим о практиках, помогающих развить эту способность.

Как повысить эмоциональный интеллект

Работа над его развитием требует регулярности и серьезного подхода — если будете как можно чаще уделять внимание своим и чужим эмоциям, постепенно научитесь лучше понимать и принимать их. Первый шаг к этому — ведение дневника. Делайте записи каждый день или немного реже. Вечером постарайтесь письменно дать название какой-либо эмоции, которую испытали днем. Затем занесите в дневник ответы на следующие вопросы: «Что стало причиной возникновения эмоции? Какое-то событие или, может, случайная мысль?», «Как я выразил эту эмоцию (словами, поведением)?», «Что в будущем может для меня стать триггером такой эмоции?», «Как бы я хотел реагировать при ее появлении?». Подобные записи позволят больше узнать о своих эмоциях, их причинах и возможных реакциях. Кроме того, дневник можно использовать, чтобы научиться лучше понимать других людей. Например, в этом помогут записи о характерных жестах и выражениях лица, свойственных вашим знакомым, когда они находятся в каком-либо эмоциональном состоянии.

Конечно, процесс совершенствования эмоционального интеллекта не ограничивается получением теоретических знаний, которые дает ведение дневника. Он включает в себя также развитие следующих компетенций:

  • Самосознание. Помогает отделить себя от эмоций и дает понимание, что они являются лишь реакцией на происходящее, но не основой личности. Между вами как человеком и вашими эмоциями нельзя поставить знак равенства. Развить самосознание поможет, например, такая практика: представьте эмоцию в виде какого-нибудь предмета. Мысленно возьмите его в руку и отбросьте от себя. Другая практика — это взгляд со стороны. Попробуйте посмотреть на себя глазами постороннего человека. Каким он будет видеть вас? На какие особенности поведения обратит внимание, когда вы начнете проявлять эмоции или, наоборот, сохраните спокойствие? Мысленно опишите это. Есть еще немало подобных методик — некоторыми из них вы можете найти в курсе «Эмоциональный интеллект» от сервиса Prosto.
  • Самоконтроль. Имеется в виду не подавление эмоций, а умение выражать их без вреда для других людей. В этом может помочь, например, следующее упражнение. Представьте, что какое-то событие рассердило и вы испытываете бурные эмоции. Постарайтесь облечь их в слова и выразить по следующей схеме: «Я чувствую, что сержусь (или испытываю какую-либо другую эмоцию). Это случилось, так как… (сюда нужно подставить событие — например, подчиненный не выполнил работу в срок). Я хотел бы, чтобы… (здесь нужно указать свое пожелание относительно ситуации — например, «хотел бы, чтобы подчиненный извинился и срочно доделал задание»)». Подобная рационализация поможет снять напряжение и вернуть самоконтроль, не подавляя при этом эмоцию.
  • Социальные навыки. Сюда входит умение слышать и слушать других людей, распознавать их эмоции и понимать, когда именно нужно проявить эмпатию. Для развития подобных навыков также существуют специальные упражнения и советы. Можно начать с анализа поступков окружающих. Например, вспомните ситуацию, когда на вас накричал начальник. Ответьте на три вопроса: «Какие у него были намерения?» (например, он просто хотел донести какую-то мысль и нечаянно повысил голос), «Какие действия он совершил?» (говорил слишком громко), «Как вы это восприняли?» (например, решили, что начальник к вам плохо относится, однако, если мы вернемся к ответу на первый вопрос, то поймем, что это не так). Кроме того, научиться лучше понимать других людей помогут курсы актерского мастерства. На них через отыгрыш разных ролей вы узнаете, как люди проявляют эмоции и что при этом испытывают.

Заключение

Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволит наладить отношения с окружающими и самим собой, понять, чем именно нравится заниматься и к каким целям хочется стремиться. Для работы над ним важна внутренняя гармония, которой можно достичь, например, с помощью медитаций сервиса Prosto. Вас ждут более 200 практик от опытных специалистов, которые будут доступны без оплаты в течение первых семи дней.